ТОО "Каспийские Лодки"
Напишите нам сейчас
Напишите нам:
Telegram
WhatsApp
Viber
Messenger
Skype
Mail
Phone

Parker 800 Weekend

Большое путешествие на Parker 800 Weekend.
В Москве во время выставки MBS на стенде компании Nord Boat стояла лодка Parker 800 Weekend с изображением карты Норвегии на борту. Почти каждый визитер интересовался смыслом этой суперграфики, и мы решили рассказать о грандиозном путешествии, предпринятом на такой небольшой лодке.

Текст и фото Магне Кланн.

В апреле 2012 года норвежская компания Askeladden предоставила в распоряжение яхтенных журналистов и интернет портала Havna.com катер модели P80 Weekend (он же Parker 800 Weekend), который прошел от Халдена до Киркенеса. Весь маршрут был поделен на 4 этапа, пройден за 25 дней и стал для катера неплохим испытанием. На борту постоянно находились двое: капитан Магне Кланн и один из журналистов, сменявших друг друга на этапах.

ПЕРЕД УХОДОМ В ПЛАВАНИЕ

Рубка на ходу и во время стоянок играла роль небольшого офиса, где стояли несколько компьютеров и другая техника для передачи репортажей в режиме онлайн и наполнения сайтов фотографиями и статьями. Благодаря установленной на крыше рубки видеокамере за этим плаванием в реальном времени следили более 20 000 человек. А дальше пусть говорят сами путешественники.

СЕРЬЕЗНЫЙ ТЕСТ-ДРАЙВ

Мы идем вдоль всего норвежского побережья на север, и более серьезный тест-драйв для лодки придумать трудно. Хотя, если честно, нас интересует не только сам катер, но круиз и наш интернет-проект. На борту нас постоянно всего двое, и заняться есть чем.

Что касается ходовых качеств и эксплуатационной безопасности, лодка превзошла все ожидания. Мы побывали на ней в самых разных погодных условиях, прошли больше, чем многие за несколько лет: от пограничных буев у Халдена до Киркенеса, возле границы с Россией.

Длина катера всего 8 м — не так много, чтобы бороздить морские просторы, живя и работая на борту в течение четырех недель. Задача пересечь океан не стояла, но длинный маршрут на север, вдоль открытой всем ветрам береговой линии Норвегии не многим лучше.

На случай серьезных проблем у нас было специальное оборудование: спасательный плот, аварийный радиобуй, коротковолновая радиосвязь, радар (список можно продолжать). Но главным, как всегда, являлся прогноз погоды, диктовавший наши действия. У всех судов есть свои ограничения.

РУБКА, ПОМИМО СВОЕЙ ОСНОВНОЙ ФУНКЦИИ — УПРАВЛЕНИЕ ЛОДКОЙ, СЛУЖИЛА И ОФИСОМ, И СТОЛОВОЙ.

На небольшом судне человек может находиться в такой же безопасности, как и на крупном, если помнить об этих ограничениях и действовать, не выходя за их рамки. Хотя прогнозам мы доверяли не полностью. На третий день пути в Фарсунне мы получили прогноз, предвещавший юго-восточный ветер, сильный, до штормового.

Скептически восприняв предупреждение, мы решили не задерживаться в гавани, быстро позавтракали и вышли в море. Шторм застиг нас уже при выходе из фьорда на пути к маяку Сёндре Катланн. Обогнув маяк, мы двинулись на запад.

Первое впечатление от лодки в плохую погоду: весьма неплохо! У нее мягкий ход, она успешно противостоит волне, скорость то выше, то ниже — в зависимости от волн. Мы собирались пройти между скалами Салтрок и Ютре Салтрок, но там была сильная зыбь, так что пришлось обогнуть и это место. Сложный участок остался позади, лодка вела себя по-прежнему примерно, и на борту стало поспокойнее. Большую часть пути далее, до Согндалстранна, в тот день мы прошли на скорости 12–14 узлов.

Несомненные достоинства лодки — практичный дизайн и удачная компоновка: рубка просторная, да и вся площадь 8-метрового судна тщательно спланирована. Не вдаваясь в подробности, скажу, что катер отличается хорошим качеством постройки. Он не выделяется отделкой из ценных пород дерева, но ни одна деталь не болтается и не скрипит на сильной волне. Самой большой технической проблемой, с какой пришлось столкнуться, был... саморез, который постоянно вываливался из дверной петли в носовой каюте. Он нас долго раздражал, пока мы не закрепили его скотчем. Небольшой катер может пройти в узких прибрежных проливах, которыми изобилует побережье. Нашу лодку отличала скромная осадка и хорошая маневренность, и вдоль всего побережья мы проделали своеобразный слалом между островками и скалами, словно побывав на фантастической экскурсии.

ПРИРОДНОЕ ОЧАРОВАНИЕ ЭТИХ СУРОВЫХ МЕСТ ОСОБЕННО ХОРОШО ВИДНО С ВОДЫ.

ФРУДЕ ПЕДЕРСЕН, редактор журнала Båtliv, этап от Тромсё до Киркенеса:

Мне повезло: мой этап был самый красивый. В пути я думал о том, на что способен этот катер, и об окружающей нас фантастической природе. Метель в районе Шервёй в один из дней и по-летнему теплое солнце в Хаммерфесте назавтра только подчеркивают ее разнообразие.

Самое большое впечатление катер произвел на меня, когда мы попали в жуткий шторм у Киннароддена, самой северной точки Норвегии и Европы. Катер справлялся с трехметровыми волнами, которые обрушивались на нас.

Еще хорошо помню вечер, когда до Лоппхавета нас сопровождали беломордые дельфины, или когда мы шли под огромной скалой, составляющей плато Нуркапп; в тот момент все явственно ощутили, насколько мал и хрупок человек в этом мире...

КРЕПКИЕ УЗЛЫ

Хотя для этой модели также подходят подвесные моторы, на нашем катере стоял дизельный Volvo Penta D3 мощностью 220 л.с., и весь круиз двигатель работал безупречно: ровно, без излишнего шума. Максимальная скорость на гладкой воде более 30 узлов, и лодка летит по морю, практически не оставляя за собой следа; самая комфортная скорость на умеренной волне — 18 узлов.

При такой скорости можно было заниматься какими-то делами, а расход топлива составлял 1,3 л/милю. Кому-то идти с такой скоростью покажется ужасно скучно, но если разогнаться до 25–30 узлов, повысится расход топлива (до 1,5 л/ милю) и условия для работы станут заметно хуже.

Просто удивительно, как чудесно вел себя катер на скорости 12 узлов. Горб сопротивления почти не ощущался, катер не терял остойчивости при любом курсе к волне, расход топлива в переходном режиме держался около 1,5 л/милю. В местах с сильным морским течением и около мысов, где сильная зыбь, мы еще снижали скорость до 7 узлов. На этой скорости при сильном ветре мы обогнули Стад. Нашему Volvo Penta D3, чтобы пройти 1631 милю, потребовалось 2118 л топлива (средний расход 1,3 л/милю), так что стоимость горючего для такого путешествия подсчитать нетрудно.

РУЛЕВАЯ КОНСОЛЬ КАТЕРА, С НАСЫЩЕННОЙ ПРИБОРНОЙ ПАНЕЛЬЮ И УДОБНЫМ КРЕСЛОМ.

Конструкция рубки 800 Weekend позволяет рулевому и пассажирам иметь панорамный обзор до самого горизонта, а прозрачная вставка в крыше пропускает достаточно света. За штурвалом сидеть удобно, сиденье можно опускать, поднимать и откидывать назад, чтобы управлять катером стоя; окно рядом открывается.

Носовая подрулька позволяет легко маневрировать в узкостях. В кокпите за рубкой есть второй, открытый пост управления, но мы редко им пользовались. Весной в наших широтах довольно холодно, так что хотелось находиться внутри, в тепле и уюте. Стеклоочистители работали безупречно в те редкие моменты, когда высокие волны перекатывались через палубу.

ШУТКИ КАРТПЛОТТЕРА

Катер был оснащен картплоттером Lowrance HDS 10m Gen2. Кроме того, мы взяли несколько рулонов бумажных карт на весь маршрут. Быстро замечаешь, насколько это неудобно — искать нужный рулон, пытаться развернуть его... Так что в основном мы пользовались картплоттером.

Сам по себе прибор отличный, с картами Navionics, данными от эхолота и радара. Мы получали всю необходимую информацию и практически ни разу не заметили существенных отклонений в отображении нашей позиции. Только проходя в незнакомых водах (большая часть нашего маршрута пролегала именно там), мы каждый раз поражались отвратительному изображению названий населенных пунктов. На экране возникали явно случайные названия мест и местечек, к тому же мелкие — даже при сильном увеличении их с трудом можно было разглядеть.

Не всегда присутствовали названия даже крупных населенных пунктов и портов, особенно к северу. Названия Киннарудден на карте не было; чтобы обнаружить Вадсё, пришлось увеличить карту до невероятных размеров. Несколько раз для уточнения места приходилось обращаться к картам, выложенным на сайте havna.com. Мы не всегда знали, какие острова и населенные пункты находятся поблизости, старались придерживаться курса и концентрировались на самом важном — на показаниях эхолота. Кроме того, у Navionics собственные условные обозначения, которые тоже не всегда разберешь на карте. Для чего изобретать свои символы, когда есть другие, общепринятые?

В МИНУТЫ ОТДЫХА

О КОМФОРТЕ

Нас могут спросить: каково это — почти месяц прожить на борту 8-метрового катера?

Отвечаем: на борту нас было двое, во время круиза мы находились на работе, то есть должны были писать, фотографировать и вести видеозапись в придачу к тем практическим задачам, которые всегда возникают в любом путешествии. Мне как капитану досталась носовая каюта, в которой достаточно места, даже с учетом сложенного там багажа.

Находящийся со мной журналист занимал спальное место под палубой рубки. Каютка невелика, залезать туда и выбираться оттуда не слишком удобно, но если на 800 Weekend в путешествие отправится семья, это место станет уютным жильем для двоих детей. А всего, если опустить стол в рубке, спальных мест шесть.

На нашем катере были жесткие матрасы. Конечно, можно было раздобыть наматрасники или еще что-то для большего удобства, но идея так и повисла в воздухе. Человек привыкает ко многому, а уставшие мужчины, да еще в плавании, и так спят без задних ног. Но если бы это был мой собственный катер, я бы точно что-нибудь придумал к этим матрасам.

Душ опробовать нам не довелось (принимать его можно только сидя на унитазе), а туалет служил нам... библиотекой. Когда желание помыться стало непреодолимым, мы отыскали душ на берегу.

Несомненные достоинства лодки — практичный дизайн и удачная компоновка С береговым электроснабжением мы обеспечены теплом и без дизельного обогревателя. Камбуз по правому борту (тумба за креслом рулевого с мойкой, плиткой, холодильником и посудными ящиками) занимает небольшое пространство и, несмотря на тесноту, вполне функционален.

Единственной «ложкой дегтя» было то, что мы сперва не могли нагреть плитку, которая работает на керосине из емкости под палубой кокпита. Без кофе в путешествии никак нельзя!

Спустя некоторое время выяснилось, что плитка начинает нагреваться, если потрясти емкость с керосином. А когда мы купили электрический чайник, то кофе у нас был всегда вне зависимости от нестабильной работы плитки.

Что такое удобство и комфорт? Каждый понимает их по-своему. На борту нам казалось, что комфорт — это слушать, как волны бьют о корпус, ощущать всей кожей солнечное тепло по утрам, проходить узкими проливами, где над головой кружат орланы...

ИТОГ

За время путешествия мы встречали немало обитателей прибрежных городков. Где бы мы ни появлялись, катер вызывал у людей неподдельный интерес. Даже бывалые моряки удивленно вздымали брови, узнав, откуда мы прибыли и куда направляемся.

Если бы это был автомобиль, они бы ходили вокруг, щупали покрышки и со знанием дела кивали головами. Но это катер, так что им оставалось только кивать. Лодка выглядела слегка потрепанной, будто давно не вылезала из переделок, хотя нельзя сказать, что мы так уж сурово обходились с ней, сидя в теплой рубке за плотно закрытыми дверями.

Нам было хорошо, но это был не отдых, а работа: управление катером, снимки, интервью, написание статей. Обычно она длилась с 8 утра до полуночи. Зато мы увидели все побережье Норвегии, хотя, к сожалению, часто приходилось пролетать мимо красивых мест.

Если бы мы останавливались всюду, где хотели, на такое путешествие не хватило бы и года...

PARKER 800 WEEKEND

+ ХОДОВЫЕ КАЧЕСТВА

+ ВМЕСТИТЕЛЬНОСТЬ

+ ПРИЕМЛЕМАЯ ЦЕНА

– УПРОЩЕННАЯ ОТДЕЛКА

– МАЛОВАТО ПОРУЧНЕЙ

– НЕТ ЕМКОСТИ ДЛЯ РЫБЫ

ВЕСКОЕ МНЕНИЕ

АКСЕЛЬ НИССЕН- ЛИ, главный редактор журнала Seilas, этап от Аскера до Бергена:

Больше всего меня поразило, насколько комфортабельным и спокойным было это морское путешествие в конце апреля. По утрам лужи в кокпите замерзали, в районе Листа дул сильный ветер, а мы управляли катером в тонких джемперах — на таком катере погода за бортом не имеет особого значения.

Долго путешествовать на относительно небольшой лодке скучно и некомфортно, только на 800 Weekend мили пролетали незаметно, а сколько было впечатлений!

С нашей небольшой осадкой мы могли заходить в такие места, где я никогда раньше не бывал и вряд ли оказался другим способом. Шхеры на подходе к Флостаду и дальше, к реке Нидельвен у Арендала просто потрясающие, и я хочу туда вернуться.